Самый эффективный техпроцесс для достижения ТОП 1 в Google в 2025 году
ПолучитьТипографика: секреты удачного оформления текста и как правильно с ним работать
Мы следим за новейшими SEO-тенденциями и регулярно обновляем материалы, чтобы вы всегда имели доступ к актуальной и проверенной информации.
- 14.02.2025 - Публикация
Опубликовал Александр Сергиенко
Проверил Александр Сергиенко
Ключевые моменты
- Типографика это искусство оформления шрифта, влияющее на удобство прочтения и восприятие текста
- Основные параметры типографики: кегль (размер шрифта), интерлиньяж (междустрочное расстояние), кернинг (межбуквенный просвет), трекинг (пробелы)
- Мозг человека эффективно воспринимает не более трех типов шрифтов на одном проекте
- Рекомендуется использовать готовые шрифтовые пары или суперсемейства для создания гармоничного дизайна
Открывая страницу веб-площадки, пользователь оценивает дизайн. Удобочитаемость шрифта, его оформление — называется типографикой. Это отдельное направление в web-верстке.
Как типографика и шрифт может помочь бизнесу? Поговорим в статье.
Основные термины и характеристики
Перед тем как разбираться в искусстве оформления шрифтов и дизайна, стоит рассмотреть понятия, которые определяют направление веб-дизайна.
Гарнитура и шрифт — в чем разница
Шрифт — сам по себе обособленный тип оформления материалов. Гарнитура — совокупность похожих разновидностей, объединенных в группу. Они выглядят одинаково, но отличаются оттенками, формой начертания.
Кегль, интерлиньяж, кернинг и трекинг — ключевые параметры
Важными показателями являются размер шрифта, расстояние между строками и элементами. Соответственно, размер-кегль, междустрочие букв — интерлиньяж. Пробелы — трекинг. В чем же суть этих понятий и как их использовать? Показатели дополняют друг друга и улучшают понимание текста читателем. Промежутки зависят от кегля (размера шрифта). Обычно это 12—14. Заголовки и подзаголовки имеют другие значения. В дизайне принято прибавлять междустрочие в 1/5 к изначальному размеру букв. Этот параметр общеустановленный.
Примером трекинга шрифтов, можно назвать выравнивание и отступы абзацев статьи в документе. Когда контент распределяется по ширине листа, пробелы, расстояния между буквами и другими элементами увеличивается, что создает дискомфорт при чтении, а может, улучшить осмысление. Сделать текст и дизайн красивым — это искусство.
Базовая линия и высота строчных букв
Шрифт создается специалистом при помощи чертежных навыков. Выверяется наклон, ширина, расстояние. Базовая линия — это начало отсчета размера буквы. Это та горизонтальная нижняя линия, которая задает ровность написания. Высота — верхняя граница, задающая размер букв.
Выравнивание содержимого внутри блока называют выключкой. В офисных программах предусмотрено три типа:
- дизайн по левому краю;
- по центру;
- выравнивание шрифтов по правой границе.
Этими инструментами пользуются все юзеры, когда редактируют содержимое материала. Межбуквенный просвет создается профессионалом. Это тот отступ между символами или кернинг. Благодаря ему слово может быть шире или уже. Автоматически изменяется понимание содержимого. Требуется четкое разделение между символами, не допускается размытостей или переходов оттенков один в другой.
Нередко художник прибегает к связке определенных стилей в единое семейство для создания красивой типографики (букв). Такая группа шрифтов, где вместе несколько образцов, называются суперсемейством. Он задает общий дизайн. Соединение осуществляется по принятым правилам. Это могут быть наклоны, оттенки, высота, наличие пробелов. У них одна структура и дизайн.
Каждое суперсемейство шрифтов разрабатывается для создания бренда. Например, детище проектировщиков-стилистов Чарльза Бигелоу и Крис Холмса Lucida. Это яркий пример, так как этим шрифтом оформлялись бренды Apple, браузер Safari, создавался дизайн логотипов, слоганов и текста.
Дополнительным типом можно назвать насыщенность. В офисных программах это функции жирный или полужирный шрифт. При авторском создании оттенки выбираются самостоятельно. Типографика имеет еще множество элементов, чтобы сделать дизайн несколько ярче.
Классификация шрифтов
К дизайну типографики относят верстку web-ресурса. Она нужна для грамотного размещения текста на странице в соответствии с нормами русского языка и визуальному осознанию содержимого. Это помогает глубже ориентироваться, вникать в смысл написанного и легче его воспринимать.
Шрифты делятся по типам. Большинство пользователей об этом не догадываются, но именно дизайн текста привлекает внимание на подсознательном уровне. Аналогично в digital-маркетинге работают нативные рекламные форматы, гармонично вписываясь в контент. Для пользователя главное, чтобы материал легко читался, а шрифт был разборчив. Рассмотрим типы и отличия дизайна.
Шрифты Антиквенные. Появились в Италии и Германии на рубеже XV -XVI вв. Это буквы с засечками. Все известный Times New Roman относится к этому семейству. Самый популярный тип для оформления научных работ.
Шрифты Гротескные. Ровные печатные буквы и цифры Arial, не имеющие засечек, хвостов и витиеватостей. Логотипы, чертежи, навигация оформляются этим типом.
Декоративные шрифты (акцидентные). Используются для выделения блоков и привлечения внимания. Из представителей типа можно назвать Comic Sans.
Леттеринг. Не столько шрифт, сколько отрасль искусства, чтобы привлечь внимание клиента. Это рукописные буквы и стилизованные надписи. Они изготавливаются штучно, под выполнение конкретной задачи. Ими украшают вывески, рекламу, изображения на меню, майках, посуде. Создание баннеров — это способ привлечения внимания крупных компаний. Оно необходимо, чтобы стать часто замечаемым на экранах телевизоров и билбордах. Композиции в гротеске или антикве позволяет сделать рисунок более контрастным и понять новые идеи. Это основной, но не конечный перечень типов оформления текста. Оформители продолжают разрабатывать свежий дизайн, для улучшения качества восприятия маркетинговых кампаний на торговых площадках.
Нужно учитывать особенности одного шрифта при выделении ключевых элементов, чтобы текст был воспринят правильно и не потерял своего смысла. Например, курсивом можно подчеркнуть детали, которые требуют дополнительного внимания.
Правила хорошей типографики
Было бы удивительно, если бы в сфере не было регламента. Да, дизайнер — это творческая личность, фантазия которого не ограничена. В сфере создания шрифтов (Типографики) работают нормы применения:
- Ограничение количества видов. Основано на анализе множества проектов. В ходе изучения восприятия людьми контента, выполненного разными шрифтами, было выяснено, что мозг воспринимает не более трех типов на проект. Как правило, это шрифтовая пара и набор, задающий акцент и выделения.
- Выдерживание размерной сетки. Чтобы текст воспринимался легко, должно быть сохранено пропорциональное соотношение кернинга, кегля и интерлиньяжа. Оптимальная выдержка в один пункт (1pt). В Microsoft Office реализуется это правило. Для РФ присутствуют аналогичное программное обеспечение.
- Соблюдения пропорции типографики в 1/5 между интерлиньяжем и кеглем. Первый должен быть больше. В данном случае обеспечивается читабельность текста.
- Удобство чтения. Юзабилити пользователя строится на комфортном восприятии материала, который будет выглядеть органично, соблюдая дизайн основной концепции. Оптимальная длина текста должна составлять 600 пунктов, это 60-70 знаков (символов). Это правило типографики актуально для создания заголовков на страницы портала.
- Заполнение пробелов и пустот. Необходимо равномерно распределять текст для плавного чтения. «Рваные” предложения воспринимаются тяжело, и это отпугивает посетителей. Они закрывают страницу и уходят на другой ресурс.
- Запрет на насыщенный черный (цвет #000000). Типографика базируется на медицинских показателях. От него устают быстро глаза. Для заголовка оттенок подходит, но для основного текста стоит выбирать менее темные тона.
- Умеренное выделение блоков, расстановка акцентов цветом. Слишком большое количество отвлекает внимание от контента. Желательно разбивать текст на логические блоки, создавать перечисления, сноски, уточнения, выделять важную информацию. Для хорошего веб-ресурса необходим красивый графический дизайн.
Как сочетать шрифты в типографике
Экспериментирование с текстом приводит иногда к неожиданным результатам. Принципы комбинирования разных стилей строится на общепринятых правилах:
- Использование одной гарнитуры шрифтов в типографике. Оптимальный вариант — суперсемейства. Лучше выбрать готовое решение для концепции. Если есть время, то можно самостоятельно создать новый тип для использования на сайте.
- Соблюдение минимализма. Шрифтовая пара типографики вполне достаточна для одного макета. Нет смысла выжимать из множества вариантов один. Каждый тип индивидуален и может перетягивать на себя внимание читателя.
- Дополнение и контрастность. Шрифты должны дополнять друг друга и не перебивать оттенки и дизайн. Законы типографики предусматривают гармоничное сочетание разных типов символов. Не рекомендуется использовать шрифты одной классификации.
- Текст и содержание должны передавать настроение. При выборе важно оценить, как тот или иной шрифт будет действовать на человека. Стоит дать почитать друзьям или родственникам. Специалисты составляют для себя шкалу влияния типографики на настроение. Символы имеют свой характер и дизайн. Винтажные или с засечками — зависит от тематики направления.
- Типографика для заголовков. Для официальных текстов достаточно офисных Н1, Н2. Для маркетинговых кампаний стоит присмотреться к разнообразным вариантам. Визуально цепляющий заголовок задержит посетителя на сайте, и он продолжит ознакомление с контентом.
В целом, правила типографики сводятся к сочетанию разных стилей. Не рекомендуется использовать одинаковые шрифты, но их должно быть не более трех на разработку. Это золотое правило текстового оформителя.
Как выбрать шрифт текста
Типографика зависит от заданной тематики. Именно направление задает структуру дизайна.
Концепция шрифтов построена на парах. При выборе одного необходимо подобрать второй. Специализированные сервисы облегчают выполнение задачи. Многие из них используют встроенный ИИ.
Главное — соответствие шрифтов бренду и стилистике.
Сервисы для подбора стилей
Художник-профессионал сможет разработать новую концепцию без аппаратной поддержки.
Типографика приемлет не только ручную работу и контраст. Распространены англоязычные программы, но отечественные сервисы по функционалу мало чем уступают зарубежным. Рассмотрим популярные сервисы.
Русскоязычные
Paratype — российская команда, выпустившая продукт в 1999 году. Специализируется на типографике. Существует брендовый блог, где производятся распродажи и предлагаются бесплатные шрифты для специалистов. Простой интерфейс, доступные цены.
Brownfox — маркетинговая студия, работающая полностью на коммерческой основе. Создают уникальные и эксклюзивные стили букв типографики.
Type.today и type.tomorrow (стиль сегодня, стиль завтра) две отдельные библиотеки от отечественного разработчика. Предлагает использовать бесплатные и эксклюзивные (платные) образцы шрифтов.
Англоязычная типографика
Adobe Fonts. Зарубежные базы шрифтов от известного разработчика ПО.
Pangram Panram. Бесплатная база канадских разработчиков. Пользователям доступны все имеющиеся шрифты. С территории РФ придется проявить изобретательность. Единственное условие — скачивание для личного применения. ОН on Type калифорнийского дизайнера Джеймса Эдмонсона. Работает в свое удовольствие самостоятельно. Создает семейство шрифтов для различных проектов. На сайте размещены образцы, вставленные в текст, который поднял рейтинги продаж. Творения предлагаются на условно-бесплатной основе. Часть доступна для любого пользователя без покупки лицензии. Для личной эксплуатации можно скачивать бесплатно, некоторые варианты доступны для коммерческого потребления, остальные — по формальной цене. Дизайнеры люди творческие и это хорошо для развития отрасли по всему миру.
Лучшие книги и ресурсы по типографике
Ни видео, ни онлайн-уроки не помогут, так как книги. Закрепление теории на практике можно закреплять постепенно, тогда текст будет работать эффективно. Любой редактор должен понимать, как работает система верстки и каким образом она входит в общую концепцию проекта. Рассмотрим популярные труды профессионалов.
Эмиль Рудер “Типографика. Руководство по оформлению”. Продвинутое учебное пособие. Работа рассчитана на новичков и продвинутых дизайнеров.
Эрик Шпикерманн “О шрифте. Прекратите красть овец”. Шедевр для новичков в области шрифтостроения. О сложном — простым языком.
Юрий Гордон (не путать с журналистом) “Книга про буквы от Аа до Яя”. Учебно-практическое пособие от русского дизайнера. Рекомендации на примерах, варианты подготовки кейсов для профессионалов. Ответ, как сделать абзацы журнала читабельными.
Если вы хотите достичь успеха в дизайне, не нужно брать чужие идеи. Лучше создать собственный формат подачи. Те, кто имитируют известные работы, не получают знание. Использование типографики и других дизайнерских инструментов помогает получить уникальные результаты и завоевать имя.
Заключение
Типографика — это искусство оформления содержания. Метод привлекает внимание и заставляет потребителя задуматься. От этого зависит будущее бренда. Применение уникальных шрифтов в тексте влияет на рост продаж.
Если вам понравилась тема типографики, важно разобраться в ее принципах, чтобы оформить материал в современном стиле. Каждая единица текста играет свою роль, и даже в России важно понимать, как типографика влияет на восприятие информации. В статье были приведены основные аспекты, которые помогут вам читать и воспринимать текст с максимальным комфортом.
При работе с текстом на публичных мероприятиях или в рассылке важно избегать слишком длинного текста, который может сильно снизить интерес аудитории. Не подойдут акцидентные шрифты со сложным строением букв. Основной совет для начинающих дизайнеров – учиться гармонично сочетать строчные и прописные буквы, что особенно важно при создании выносных заголовков или комментариев. В разделах специализированной литературы дается полезная информация.